ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Моспотребнадзор

logo2

  • sud9

     

    Мы Вам поможем!!!


    Москва, Московская область

     

    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

  • phone

     

    8 (499) 992-70-75

  • tver

        г.Москва   ул.Садовая-Кудринская, д. 32 А, стр. 9

Печать
PDF

Возврат или обмен технически сложного товара

Вопрос: Что делать, если в магазине отказываются поменять телефон на другой с доплатой?

Ответ: В настоящее время сложилась практика, руководствуясь которой продавцы мобильных телефонов (в том числе крупные сетевые салоны), отказывают потребителю в обмене товара надлежащего качества на аналогичный товар другой модели. При этом продавец ссылается на то, что мобильный телефон является технически сложным товаром и, следовательно, ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»  применяться не может. Правительством РФ утвержден «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену не аналогичный товар…», где дано перечисление технически сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки: станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые, электробытовые машины и приборы, бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, электромузыкальные инструменты, игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства. В  «Перечне технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» мобильный телефон также не упоминается. Следовательно, мобильный телефон формально не является технически сложным товаром и отказ продавца в обмене на аналогичную модель неправомерен и противоречит существующему законодательству.

  Разъяснения по данному вопросу содержатся в Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об обмене сотовых телефонов». В Письме указывается, что в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 аппаратура радиоэлектронная бытовая относится к классу товаров с кодами ОКП 65 8000 - ОКП 65 8900.
Например, согласно сертификату соответствия сотовый телефон является продукцией с официальным наименованием "радиостанция носимая" и имеет код ОКП 65 7140, относящийся к классу продукции - средства радиосвязи, радиовещания и телевидения общего применения. Следовательно, наименование товара "сотовый телефон" является обиходным и данный товар не относится к классу продукции - бытовая радиоэлектронная аппаратура. Таким образом, стационарный телефонный аппарат и мобильный телефон имеют совершенно разные коды классификации.

  Как же поступить рядовому потребителю в случае отказа продавца обменять мобильный телефон? Во-первых, необходимо составить письменную претензию в двух экземплярах – один экземпляр передается продавцу (лично или по почте), на другом ставится отметка о принятии. В претензии необходимо указать причину обмена (не подходит по цвету, форме, техническим характеристикам и т.д.), свой почтовый адрес и контактный телефон. Необходимо помнить, что продавец обязан произвести обмен товара надлежащего качества в течение трех дней с момента подачи претензии. При отсутствии в момент обращения аналогичного товара, потребитель вправе отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы. Требование по возврату суммы продавец обязан исполнить в десятидневный срок с момента обращения. Если требуемой модели нет в наличии, то по соглашению сторон, продавец может на себя обязательство незамедлительно сообщить покупателю о появлении вышеназванной и беспрепятственно обменять телефон. Если же продавец просрочил добровольное исполнение одного из вышеназванных требований, то покупатель вправе требовать выплаты неустойки в размере 1% от цены покупки за каждый день вплоть до полного удовлетворения требования (неустойка не может превышать сумму самой покупки).

  Не стоит забывать и про соответствующий перерасчет покупной цены. То есть, если покупатель желает совершить обмен на более дорогую модель, то у него возникает обязанность доплатить соответствующую разницу в цене и наоборот. Речь идет о стоимости товара именно на момент обращения  покупателя с претензией, а не в момент первичной покупки.

  В случае отказа в добровольном удовлетворении требований покупатель  может сделать запись в книге жалоб и предложений с описанием обстоятельств и указанием контактного номера. Продавец обязан выдать книгу жалоб и предложений по первому требованию клиента.

Новости

  • В гипермаркетах строительных материалов и товаров для дома города Москвы и Московской области "Леруа Мерлен" реализуется низковольтная продукция, не соответствующая требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 004/2011.

    В 2014 г. Межрегиональной общественной организацией потребителей защиты прав потребителей "Моспотребнадзор" был осуществлен общественный контроль   сети гипермаркетов "Леруа Мерлен" с целью выявления реализуемой продукции, не соответствующей ФЗ "О Защите прав потребителей" 

    В результате проведенного общественного  контроля был установлен факт реализации низковольтной продукции,  не соответствующей требованиям ст. 10 ФЗ "О Защите прав потребителей" и ст. 5 технического регламента таможенного союза 004/2011 во всех гипермаркетах города Москвы и Московской области.

    По данным фактам, согластно ст. 45 ФЗ "О Защите прав потребителей" в т.ч. общественные объединения вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, МООП "МОСПОТРЕБНАДЗОР" было направлено заявления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве и Московской области заявления о реализации в сети гипермаркетов строительных материалов и товаров для дома "Леруа Мерлен" Обществом с ограниченной отверственностью "Леруа Мерлен восток" продукции не соответствующей требованиям ст. 10 ФЗ "О Защите прав потребителей".

    Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве было проведено административное расследование по заявлению МООП "МОСПОТРЕБНАДЗОР" в 2-х столичных гипермаркетах "Леруа Мерлен", после чего Арбитражным судом города Москвы было вынесено решение о признании административного правонарушения.

    Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в принятии мер, по пресечению правонарушений было отказано.

    МООП "МОСПОТРЕБНАДЗОР" обратилось в Мытищинский городской суд Московской области в защиту прав неопределенного круга лиц потребителей о признании действий ООО "Леруа Мерлен Восток" противоправными и обязании прекратить противоправные действия.

     

  •                          

                                       

    IV. Особенности продажи технически сложных

    товаров бытового назначения

     

    47. Бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)

     

    48. Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

    49. По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.

    50. Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.

    51. При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы).

    В случае, предусмотренном пунктом 46 настоящих Правил, вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, содержащий указанные в этом пункте сведения.

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)

     

    52. Продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с обязательными требованиями или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускается.

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)

     

    Информацию об организациях, выполняющих указанные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товаров.

    Если стоимость сборки и (или) установки товара включена в его стоимость, то указанные работы должны выполняться продавцом или соответствующей организацией бесплатно.

    •  

  • Выдержки из Закона РФ "О защите прав потребителей"


    от 07.02.1992 N 2300-1 
    (действующая редакция)


     

    Статья 4. Качество товара


     

    4.1. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. 

     

    4.5. Если законами предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. 

     

    Статья 5. Права и обязанности изготовителя в области установления срока службы, срока годности товара, а также гарантийного срока на товар 

     

    5.2. Изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.